tn logo 0 100x95

ПКП «Техноноватор»

podorozhaneУкраина согласовала с Международным валютным фондом повышение коммунальных тарифов для потребителей "до рыночного уровня". Следовательно, цены на газ, тепло и свет вскоре значительно возрастут.

Газ и тепло

До конца 2015 года тарифы на газ повысятся почти в четыре раза - на 280%, а на тепло в полтора раза - на 66%. Официальных данных о новом графике повышение цен пока нет. Однако министр энергетики Владимир Демчишин отметил, что тарифы будут расти постепенно, а ближайшее подорожание уже "не за горами". По данным СМИ, это произойдет с 1 апреля. Следующее подорожание произойдет либо в конце 2015 года, либо уже в начале следующего.

В целом цены будут повышать в течение двух-трех лет, а тарифы за это время вырастут в 6-7 раз.

Электричество

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, расписала график подорожания электричества на два года. Его цена для населения вырастет в 3,5 раза уже через месяц - с 1 апреля.

Повышение цен на электроэнергию будет происходить каждые полгода в пять этапов. И если на сегодняшний день средний уровень тарифа для населения составляет 35,58 коп за кВт/ч, то через два года будет уже 122,83 коп. Полный график повышения тарифов Нацкомиссия обнародовала следующие средние цифры увеличения стоимости электроэнергии для населения на первом этапе при условии потребления в месяц: 50 кВт/ч - на 3 грн; 100 кВт/ч- на 6 грн; 150 кВт/ч - на 22 грн.

Кроме требований МВФ к тарифам, Нацкомиссия привела и другие аргументы в пользу их повышения. Среди них:

  •  Домохозяйства платят только 21% от себестоимости электроэнергии;
  • С 2000 года средняя заработная плата выросла более чем в 15 раз, а тарифы на электроэнергию - только в 2 раза;

podorozhanie 1

  • По сравнению с тарифами других стран Европы и СНГ украинцы платят за электричество намного меньше

Поднимать тарифы решили именно с апреля, а не с марта, как анонсировал ранее министр энергетики Владимир Демчишин. В Нацкомиссии заверили, что это было сделано с целью смягчить шок населения от увеличения расходов, ведь с апреля увеличивается световой день и температура воздуха. Поэтому чиновники выразили надежду, что украинцы смогут принять энергосберегающие меры к следующему осенне-зимнего периода.

Энергетические специалисты предлагают несколько мер экономии электроэнергии, среди которых, в частности, установление двухзонного счетчика, который позволяет вдвое экономить на потреблении электричества ночью. С ним пользоваться такими мощными приборами, как например, бойлер и стиральная машинка, будет выгоднее.

podorozhanie 2

Поднимать тарифы решили именно с апреля, а не с марта, как анонсировал ранее министр энергетики Владимир Демчишин. В Нацкомиссии заверили, что это было сделано с целью смягчить шок населения от увеличения расходов, ведь с апреля увеличивается световой день и температура воздуха. Поэтому чиновники выразили надежду, что украинцы смогут принять энергосберегающие меры к следующему осенне-зимнего периода.

Энергетические специалисты предлагают несколько мер экономии электроэнергии, среди которых, в частности, установление двухзонного счетчика, который позволяет вдвое экономить на потреблении электричества ночью. С ним пользоваться такими мощными приборами, как например, бойлер и стиральная машинка, будет выгоднее.

podorozhanie 3

Руководитель аналитически-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко:

podorozhanie sergienko- Проблема повышения тарифов очень сложная. Тарифы являются не просто экономической, а социально-экономической категорией. Это компромисс между возможностью человека платить и возможностью производителя производить. Я имею в виду именно жилищно-коммунальные тарифы или тарифы естественных монополий. Здесь же у нас нет рынка, мы не можем себе другой водоканал выбрать или другого поставщика услуг тепла. Это не рынок, не базар. Поэтому в цивилизованных странах государство жестко контролирует естественные монополии, и они себе не позволяют то, что делают наши.

Как устанавливают тарифы наши монополии: они закладывают все валовые расходы предприятия в тариф, там сидит процент прибыли, и чем больше валовые расходы, тем выше их прибыль. То есть они заинтересованы в надувании тарифа. Все это делается, так сказать, законным способом, то есть Кабмин утверждает методику начисления тарифов, а затем государственный регулятор таким образом производит тариф. Можно назвать его экономически обоснованным? Я считаю, что нет. Такая процедура установления тарифа является абсолютно волюнтаристской, построенной в пользу владельца монополии. А это должен быть общественный договор между поставщиком услуг и потребителем.

Чтобы говорить о том, большие тарифы или маленькие, надо четко определить базис, от которого мы отталкиваемся. Если предположить, что это должен быть определенный социально-экономический компромисс, то тарифы необоснованы, потому что сейчас население, как показала статистика, не может их оплачивать. Если в течение последних 14 лет тарифы постоянно росли и население постоянно платило, то в 2014 году произошел перелом. В 2013 году уровень платежей населения был 99%, а в 2014 упал до 92%. И так же резко подскочила сумма задолженности населения - на 17%. Это говорит о том, что компромисс нарушен, что население не способно оплачивать эти тарифы.

Уровень платежей населения еще упадет, если, во-первых, сохранится такая тенденция необоснованного роста тарифов, а во-вторых, если не будет адекватных механизмов социальной защиты в виде жилищных субсидий.

Аргумент Нацкомиссии о том, что по сравнению с тарифами стран Европы и СНГ украинцы платят за электричество меньше, рассчитан на невежественных людей. Такие сравнения можно делать только в сопоставлении с доходами домохозяйства и вообще с продуктовой корзиной. В Европе семья, которая тратит более 10% своего совокупного дохода на продукты питания, считается бедной. А у нас 90% населения тратят более половины доходов на питание. Поэтому такие сопоставления абсолютно некорректны.

Ярослав Жаліло УНІАН Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило:

podorozhanie zhalilo- Учитывая большой масштаб повышения тарифов, то оно растянуто во времени достаточно симметрично. Если говорить об оценке достоверности этих новых тарифов, то это делать достаточно трудно, потому что здесь нужен серьезный анализ. В принципе, учитывая, что сейчас у нас рынок в сфере электроэнергетики и в сфере предоставления услуг по газоснабжению фактически отсутствует, то рыночной оценки стоимости этих видов продуктов практически не может быть.

Сейчас нужно обеспечить прозрачность этого тарифообразования, чтобы каждому потребителю было понятно, на чем этот тариф базируется, какие его составляющие и кому эти средства поступают. В этом случае можно будет говорить о том, что здесь есть экономически обоснованный размер тарифа, к которому нужно двигаться.

У меня пока не очень оптимистичное отношение к новому руководству Нацкомиссии по регулированию коммунальных тарифов. Такое впечатление, что там присутствуют какие-то другие мотивы и нет понимания сути проблемы.

Единственное, что можно четко понимать, что и электроэнергия, и газ, и тепло - это такие же виды товаров, как и другие. Существует себестоимость этих товаров и соответствующих услуг, которая должна кем-то финансироваться. У нас долгое время была такая асимметричная структура, когда разрыв между себестоимостью и тарифом финансировался за счет бюджета. Соответственно, бюджет был перегружен вынужденными выплатами и, как следствие, были систематические непроплаты и наращивание дефицита поставщиков, в частности "Нафтогаза Украины". В связи с этим, мы, хотим того или нет, должны либо действительно обеспечить полномасштабную проплату со стороны потребителей, либо же показать другие источники, за счет которых эта уплата должна происходить. Вот правительство предложило такую поэтапную схему, когда часть будет финансироваться за счет бюджета, а все большая часть понемногу будет переводиться на конечного потребителя.

Очень важно, чтобы вместе с этим симметрично осуществлялась целенаправленная политика по упрощению процессов эффективности использования ресурсов и диверсификации поставок. То есть должна быть возможность уменьшения потребления или перехода на другой источник тепла, на более эффективное оборудование, перехода к процессу утепления. Заменить газ можно разными вариантами: электрическое оборудование, использование различного рода пеллет (топливные гранулы из торфа, соломы и т.п., - ред.), биогаза, в конце концов, это может быть стандартное отопление углем, древесиной.

Но для того, чтобы простому человеку переоборудовать свою систему отопления на другой вид топлива, нужны инвестиции. А люди сейчас находятся в трудном положении и, как правило, таких инвестиционных средств не имеют. Поэтому нужно внедрять какие-то механизмы, которые поспособствуют такому переоборудованию: или кредитные, или международные программы, может даже дотационные. После роста тарифов, особенно на первых этапах, произойдет рост неплатежей.

Поэтому здесь симметрично нужно активизировать работу по механизму субсидий, в том числе устранить несправедливые препятствия для их получения.

В конце концов, нужно будет стремиться к платежной дисциплине, потому что людям как-то придется экономить. Опыт предыдущих лет показывает, что самыми крупными неплательщиками за коммунальные услуги были не бедные категории людей, а именно богатые - те, которые считали нецелесообразным платить.

Думаю, что эта психология должна меняться. Стоимость остальных жилищно-коммунальных услуг также будет понемногу повышаться, так как фактически себестоимость растет. Обслуживание придомовой территории, в частности освещения, вывоз мусора и т.д., связано со стоимостью бензина и электроэнергии, которые дорожают. Но думаю, что повышение тарифов, возможно, будет стимулировать к самоорганизации совладельцев многоквартирных домов.

Если ЖЭКи уж слишком будут обременительны с точки зрения стоимости обслуживания, то можно заключать альтернативные соглашения с компаниями, например, по вывозу мусора, по уборке, текущему ремонту и тому подобное. Это уже вопрос самоорганизации. Это должно ускорить реформирование жилищно-коммунальной сферы. А государство должно было бы методически поддерживать этот процесс реформирования правовыми инструментами.

Отметим, что анонсировав рост тарифов, глава Кабмина Арсений Яценюк сразу же сообщил и о предстоящих изменениях системы предоставления субсидий и льгот для населения на оплату жилищно-коммунальных услуг. Премьер заверил, что получение субсидий будет значительно упрощен.


Ольга Скичко

  • Комментарии не найдены

Оставьте свой комментарий

0

Другие статьи по этой теме

Общая информация о бескаркасных сооружениях
  Общая информация о бескаркасных сооружениях Бескаркасное строительство –...
Подробнее...
Характеристики бескаркасных ангаров
  Характеристики бескаркасных ангаров Бескаркасные ангары представляют собой...
Подробнее...
Бескаркасные ангары - решение многих проблем украинских фермеров
Перспективность и размер «кошелька» любого украинского агрария,...
Подробнее...
Типы бескаркасных арочных объектов
   Типы бескаркасных арочных объектов и сооружений Бескаркасный арочный...
Подробнее...
Каркасные и бескаркасные ангары - преимущества и недостатки
На рынке строительства ангаров для хранения зерна и плодоовощных культур...
Подробнее...

Заказать звонок